Поршневой палец служит для шарнирного соединения поршня с верхней
головкой шатуна. Пальцы изготовляют полыми из стали. Их наружную
поверхность для повышения износостойкости закаливают токами высокой
частоты. Наиболее распространены «плавающие» пальцы, которые свободно
поворачиваются во втулке верхней головки шатуна и бобышках поршня. От
осевого перемещения поршневой палец фиксируется стопорными кольцами,
вставляемыми в выточки обеих бобышек поршня.
Шатун передает усилие от поршня к коленчатому валу. Он состоит из
верхней головки, стержня и разъемной нижней головки, закрепляемой на
шатунной шейке коленчатого вала. Шатун и его крышку изготовляют из
стали. Стержень шатуна имеет двутавровое сечение и выдерживает
значительные переменные по величине и направлению нагрузки.
В верхнюю головку шатуна запрессовывают втулку из оловянистой бронзы. В
верхней части головки шатуна имеется отверстие для смазки поршневого
пальца. В нижнюю головку шатуна вставляют тонкостенные стальные
вкладыши. Нижняя головка и крышка соединены двумя болтами. Болты
шплинтуют или стопорят контргайками.
Вкладыши подшипников изготовляют из стальной ленты. Их внутреннюю
поверхность заливают тонким слоем антифрикционного
оловянисто-алюминиевого сплава. Вкладыши от проворачивания в нижней
головке шатуна и осевых перемещений удерживаются отогнутыми усиками,
которые выдавлены у стыков и упираются в соответствующие пазы в шатуне
и его крышке.
Коленчатый вал воспринимает усилия, передаваемые от поршней шатунами, и
преобразует их в крутящий момент. Он имеет коренные и шатунные шейки,
щеки, соединяющие коренные и шатунные шейки, противовесы, фланец для
крепления маховика, носок, на котором установлены храповик пусковой
рукоятки, распределительная шестерня и шкив привода вентилятора и
водяного насоса. Шатунная шейка с щеками образует колено или кривошип.
Коленчатые валы двигателей ВАЗ, ГАЗ и УАЗ отлиты из магниевого чугуна,
а коленчатый вал автомобилей «Москвич» — стальной. Шейки вала тщательно
шлифуют и полируют, а также закаливают токами высокой частоты.
Количество шатунных шеек равно числу цилиндров. Для равномерного
чередования рабочих ходов колена вала четырехцилиндрового двигателя,
если смотреть на вал с торца, располагаются под углом 180°, т. е.
первое и четвертое колена направлены в одну сторону, а второе и третье
— в другую. Коренных шеек пять.