К неподвижным деталям кривошипно-шатунного механизма относятся блок цилиндров и головка цилиндров.
Блок цилиндров) отливают из чугуна (для двигателей ВАЗ) или
алюминиевого сплава (для двигателей ЗМЗ, УАЗ и «Москвич») вместе с
верхней частью картера. В отливке блока цилиндров сделаны стенки
рубашки охлаждения. Цилиндры служат направляющими для поршней, и в них
совершается рабочий цикл.
Для повышения износостойкости цилиндров и упрощения ремонта и сборки в
блок цилиндров запрессовывают гильзы 5 из серого чугуна (для двигателей
автомобилей ЗМЗ, «Москвич», УАЗ). В нижней части гильзу уплотняют
прокладкой из мягкой красной меди, а в верхней — прокладкой головки
цилиндра. Внутреннюю поверхность гильзы тщательно обрабатывают и
называют зеркалом. В отливке блока цилиндров предусмотрены постели для
коренных подшипников коленчатого вала, подшипников распределительного
вала и места для крепления различных узлов и приборов.
Поддон, или нижняя часть картера, предохраняет картер от попадания в
него пыли и грязи и служит резервуаром для масла. Его штампуют из
листовой стали. К верхней части картера поддон крепится болтами,
уплотнение достигается пробковой прокладкой. Плоскость разъема картера
обычно располагается ниже оси коленчатого вала, что повышает жесткость
картера двигателя.
Головку цилиндров отливают из алюминиевого сплава. В головке
расположены камеры сгорания, имеются резьбовые отверстия для свечей
зажигания, впускные и выпускные каналы, кроме того, в нее запрессованы
седла и направляющие втулки клапанов. Головка цилиндров имеет рубашку
охлаждения, сообщающуюся отверстиями с рубашкой охлаждения блока
цилиндров.
Герметичность соединения головки с блоком цилиндров обеспечивается
металлоасбестовой прокладкой. Сверху головку цилиндров закрывают
штампованной крышкой. Между крышкой и головкой устанавливают прокладку.