Частота вращения коленчатого вала достигает 4000— 6000 об/мин. Поэтому
возникают большие центробежные силы, действующие на шатунные шейки,
щеки и нижние головки шатунов. Эти силы нагружают коренные подшипники,
вызывая их ускоренное изнашивание.
Для разгрузки коренных подшипников от центробежных сил служат противовесы, расположенные на продолжении щек коленчатого вала.
Коренные и шатунные шейки коленчатого вала соединены наклонными
каналами (в щеках) для подвода масла от коренных к шатунным
подшипникам. Полые шатунные шейки имеют полости
— грязеуловители. В этих полостях под действием центробежных сил при
работе двигателя отлагаются тяжелые частицы и продукты износа деталей,
содержащиеся в масле. Грязеуловители очищают при разборке двигателя,
вывертывая пробки.
Осевые нагрузки коленчатого вала воспринимаются упорной стальной шайбой
и стальными залитыми с одной стороны баббитом шайбами и, расположенными
по обе стороны переднего коренного подшипника.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников имеют одинаковую конструкцию.
Верхние вкладыши устанавливают в выемке (постели) верхней части
картера, нижние — в крышки оренных подшипников. Во вкладышах имеются
масляные канавки и отверстия. Для предотвращения утечки масла из
картера на переднем и заднем концах коленчатого вала устанавливают
маслоотражатели и сальники.
Маховик 6 повышает равномерность вращения коленчатого вала при малой
частоте и передает крутящий момент трансмиссии автомобиля.
Изготавливают маховик из чугуна. На обод маховика напрессовывают
стальной зубчатый венец, предназначенный для вращения коленчатого вал
стартером при пуске двигателя. К маховику крепится механизм сцепления.